Бензин

Первый автомобильный двигатель внутреннего сгорания был создан в 1860 году французом Этьеном Ленуаром. Топливом для него служил синтетический газ, полученный из угля или торфа. Немецкий конструктор Николай Отто в 1876 году построил первый 4-тактный двигатель, усовершенствовав конструкцию Ленуара. В 80-х годах прошлого столетия одновременно 0. Костович в России и К. Бенц в Германии создали двигатели внутреннего сгорания, работавшие на бензине, считавшемся отходом переработки нефти. В конце XIX века Рудольф Дизель изобретает двигатель с воспламенением топлива от сжатия, названный дизелем по имени своего изобретателя.
Бензин (от франц. bеnzinе) - смесь легких углеводородов с температурой кипения 30-2053С. Прозрачная жидкость плотностью 0,70 - 0,78 г/см3. Бензин производится путем смешивания компонентов первичной (прямой) перегонки нефти, продуктов крекинга отдельных ее фракций и присадок (в основном повышающих октановое число, см. ниже).
Бензин является топливом для автомобильных двигателей с искровым зажиганием.
Детонационная стойкость - важнейший показатель качества бензина. Несоответствие марки бензина параметрам автомобильного двигателя может вызывать детонационное сгорание топлива, сопровождаемое характерным металлическим стуком, повышением дымности отработавших газов и температуры в цилиндрах двигателя. Это связано с самовоспламенением части рабочей смеси, горение которой приобретает взрывной характер (детонация). При детонации скорость распространения фронта пламени в камере сгорания увеличивается с 15 - 20 до 1500 - 2500 м/с. Мгновенное повышение температуры и возникновение ударных волн ведет к перегреву и оглавлению днища поршней, прогару прокладки головки блока цилиндров, пригоранию и разрушению поршневых колец, износу шатунных вкладышей коленчатого вала.
Октановое число (ОЧ) бензина - основной показатель, характеризующий детонационную стойкость бензина. Определяют подбором смеси эталонных углеводородов - гептана (ОЧ = 0) и изооктана (ОЧ = 100), детонационная стойкости, которой равна детонационной стойкости испытываемого бензина при равных условиях испытания. Процентное содержание изооктана в полученной смеси принимают за октановое число бензина.
Определение ОЧ производится на специальной моторной установке, с переменной степенью сжатия, двумя методами: исследовательским и моторным.
При исследовательском методе режимы и параметры моторной установки подбирают так, чтобы характеризовать детонационные свойства бензина при эксплуатации автомобиля в городских условиях (движение с небольшой скоростью, частыми пусками и остановками двигателя).
Моторный метод имеет более жесткий режим испытания (повышенная температура, большее число оборотов) для определения ОЧ бензина в условиях форсированной работы двигателя (на пример, при движении по скоростной трассе). В связи с этим, ОЧ, по исследовательскому методу на 4 -10 единиц выше, чем по моторному.
Если марка бензина содержит букву "И" (например, АИ-93), цифра соответствует ОЧ, определенному по исследовательскому методу, если ее нет - по моторному методу. Исключение составляют марки бензина А-80, А-92 и А-96.
При вынужденном использовании низкооктанового бензина недопустим быстрый разгон и движение с высокой скоростью. Следует пользоваться в основном низшими передачами.
Октановое число смеси разных марок бензина. Изменить ОЧ топлива можно путем смешения низко- и высокооктанового бензинов. Октановое число такой смеси (по моторному методу) подсчитывается по следующей формуле: ОЧсмеси = ОЧн + q х (ОЧв - ОЧн), где ОЧ в и ОЧн - октановые числа соответственно высоко- и низкооктанового бензина по моторному методу, qх - доля высокооктанового бензина в смеси. Если ОЧ компонентов смеси определены по исследовательскому методу, их следует заменить ОЧ, определенными по моторному методу.
Высокая детонационная стойкость (большое ОЧ) бензина достигается использованием в качестве его компонентов высокооктановых вторичных продуктов переработки нефти и (или) антидетонаторов
Антидетонаторы - вещества, которые добавляются в бензин с целью повышения его детонационной стойкости. Самым эффективным антидетонатором является тетраэтилсвинец (ТЭС) - РЬ(С2Н5)4. Представляет собой тяжелую маслянистую, бесцветную и сильно ядовитую жидкость. В качестве антидетонатора ТЭС используется с 1921 года, однако более дешевого и столь же эффективного аналога пока не создано. Об эффективности ТЭС можно судить по следующему факту: в концентрации 0,05% он повышает октановое число на 15-17 единиц.
В чистом виде ТЭС в бензин не добавляется, так как образующийся в результате сгорания оксид свинца имеет очень высокую температуру плавления (880°С) и не выносится из камеры сгорания,
В бензинах А-76, А-80, А-91 и А-92 применяются антидетонаторы на основе ароматических аминов (экстралин, АДА, Дакс, Самин). Эти вещества малотоксичны, не образуют нагара, стабильны и обладают хорошей эффективностью - в концентрации до 1% повышают ОЧ бензина на 9 - 12 единиц.
Одним из наиболее эффективных антидетонаторов, широко применяемых в настоящее время в высокоразвитых странах, является метилтретбутиловый эфир (МТБЭ). По свойствам МТБЭ близок к бензинам, имеет высокое октановое число, нетоксичен. Добавка 10-15% МТБЭ в бензин повышает ОЧ на 6 -12 единиц, что позволяет получать неэтилированные бензины с высокой детонационной стойкостью и хорошими экологическими характеристиками.
Условия хранения бензина должны соответствовать требованиям для любой легкоиспаряющейся жидкости. Отсутствие герметизации при перекачке, хранении и транспортировке приводит к потере легких фракций, что ухудшает пусковые свойства бензина, снижает его 04, усиливает нагарообразование в камере сгорания за счет испарения выносителей свинца для этилированных бензинов. Повышенная температура и солнечный свет ускоряют образование смол в бензине. Поэтому при длительном хранении бензина рекомендуется держать его в доверху заполненной, плотно закрытой канистре в темном, прохладном помещении.

Автомобильное топливо - ассортимент, состав и качество

Основную массу автомобильного бензина вырабатывают по ГОСТу и техническим условиям (ТУ). Выпуск бензинов по ТУ обусловлен тем, что их качество по отдельным показателям не отвечает требованиям ГОСТа, однако цена и качество такого бензина вполне устраивает потребителей. По ТУ выпускают марки: А-92, А-96, АИ-98.
Автомобильные бензины по ГОСТу, в зависимости от испаряемости и, соответственно, пусковых свойств, делятся на зимние, летние и всесезонные сорта. Зимние сорта содержат больше легких (пусковых) фракций, поэтому заправка ими автомобиля летом может вызвать паровоздушные пробки в топливной системе, приводящие к перебоям в работе двигателя.

Рекомендации

Топливо являются сложными многокомпонентными системами, поэтому невозможно визуально определить их качество без проведения испытаний в специализированной лаборатории. Во избежание заправки автомобиля некачественным бензином не следует заправляться из цистерн передвижных автотопливозаправщиков, стоящих целый день на открытой местности, особенно в летний зной. Даже в качественном бензине или дизельном топливе после долгого хранения в нагретой металлической цистерне образуются смолы, которые приведут к повышенному нагарообразованию в двигателе. Как правило, такое топливо содержит много механических примесей и недостаточное количество легких (пусковых) фракций. Поэтому лучше пользоваться услугами стационарных ДЗС, имеющих лицензию на право торговли нефтепродуктами.
В случае сомнения в качестве топлива вы вправе потребовать от работников АЗС сертификат соответствия - документ, удостоверяющий, что топливо соответствует всем требованиям нормативно-технической документации (ГОСТам, ТУ) на данную марку.
В сертификате указываются:

  • срок его действия;
  • изготовитель топлива;
  • данные об испытательной лаборатории и органе, выдавшем сертификат.

В случае явного недолива топлива можно потребовать у работников АЗС паспорта госповерки раздаточных устройств или проверки точности налива с помощью специально откалиброванного

Яндекс.Метрика